21 БВ. Владимир Микушевич. Притчи старца Аверьяна

Владимир Микушевич


ИЗ «ПРИТЧЕЙ СТАРЦА АВЕРЬЯНА»

     Есть темы, о которых нужно говорить именно на лекциях. Я уже приводил пример — это «Роза мира». О ней лучше рассказывать, чем писать. Но дело в том, что, по моим наблюдениям, если расскажешь людям о Граале, они уже после лекции сразу не в состоянии повторить тебе то, что ты рассказал. Дело в том, что это нечто принципиально сокровенное, внесловесное. Никто ныне вам не скажет, что это такое. Хотя с другой стороны, европейская поэзия возникла из попытки говорить о Граале, а может, вообще вся мировая поэзия. Потому что тема эта касается не только Запада — в огромной степени она касается иранского Востока, но по-видимому, также индийского и китайского. Это одна из величайших тайн, с которой связано существование человечества.
     И я решил отступить здесь от своих обычных правил. Я хочу вам прочесть главу, или часть, из той книги, над которой я уже давно работаю, — «Притчи старца Аверьяна». Эта глава написана, так сказать, грубо говоря, эссеистическим языком — хотя эссеистический язык не может быть грубым. Грааль сегодня. Он никуда не исчез. Он определяет жизнь каждого из нас больше, чем это нам с вами кажется. Но фокус в том, что лучшее определение Грааля дает русская сказка: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Это и есть определение Грааля. То же самое мы встречаем в романе Кретьена де Труа, которого я много переводил: «Я рыцарь, говорю мужлану, // Весь век искать не перестану // Того, чего найти нельзя — // Вот какова моя стезя». Это судьба странствующего рыцаря. Старец Аверьян — это образ, который для моей прозы является как бы центральным, ее средоточием. Если вас этот образ заинтересует, я еще вернусь к нему.
     Это человек, который был следователем уголовного розыска, но в результате одного из таких дел, которое он расследовал, он постригся в монахи и стал современным православным старцем. Это не совсем беллетристика — то, что я вам рассказываю, — хотя это и не документировано. Но вы сами всё поймете, и я предлагаю вам делать остальные выводы.
     Если вам это интересно, мы к этой книге еще будем возвращаться. Собственно, в литературном плане у нее три источника, три составные части, как говорил Ленин, — это прежде всего древнерусские изборники — для меня они являются величайшим и недосягаемым образцом прозы. Во-вторых, это китайская книга «Странные истории Ляо Чжая», и это так называемые суфийские сказки. Всё это одно с другим переплетается. Общее у всех этих источников то, чтоэто не совсем беллетристика. Но это и не историография, и не документ, а лишь какой-то другой уровень реальности.
     Да, кстати, всё это происходит в поселке, который я называю Мочаловка. О нем можно поговорить тоже подробнее.
    

    
ОКО ДЕННИЦЫ

     Мало кто знает, что у нас в поселке есть улица Лонги,на. Те, кто знают эту улицу, называют ее улицей Ло,нгина или Лонгина,, а когда их спрашивают, кто такой Лонгин, говорят: какой-то военачальник или революционер. Улица Лонгина ведет из Софьина Сада на кладбище. На улице насчитывается несколько десятков домов. В основном, это дачи, пустующие в зимнее время. Дача номер 7 пустует уже много лет, и о ней ходят странные слухи.
     Недавно эту дачу приобрел известный предприниматель Геннадий Симов. Однажды вечером он приехал взглянуть на свою покупку. С ним был его шофер и телохранитель. Машина осталась во дворе, а все трое бесследно исчезли.
     Родные Геннадия Симова подняли тревогу. Делом об его исчезновении занялся следователь Анатолий Зайцев. Он заподозрил похищение, но не мог даже выдвинуть никакой версии. Геннадий Симов как в воду канул.
     Толя Зайцев только руками разводил. Делать было нечего: пришлось обратиться к Игнатию Бирюкову. Правда, Игнатий был давно уже не Игнатий, а иеромонах Аверьян, но в совете и консультации старому другу никогда не отказывал, как и в те времена, когда он сам работал следователем.
     От Аверьяна Анатолий Зайцев узнал: исчезновения случались на даче номер семь и раньше, еще до войны. Так в 1937 исчез хозяин дачи профессор Луцкий. Исчезновение профессора тогда никого не удивило бы, но исчезли и чекисты, приехавшие за ним. Невозможно было себе представить, чтобы они совершили побег вместе с арестованным. Начальство испугалось ответственности и предпочло замять дело. Но ситуация повторилась, когда приехали арестовывать наследницу профессора Антонину Духову. Антонина исчезла, но вместе с ней исчезли и те, кто за ней приехал. Можно было подумать, что они вошли в дом, но из дому так и не вышли. Во дворе стояла безлюдная машина. Такое случалось неоднократно. Случай с Геннадием Симовым ничем не отличался от предшествующих.
     — И как ты все это объясняешь? — спросил Толя Зайцев.
     — А ты зайди завтра на эту самую дачу, — посоветовал ему Аверьян. — Там как раз будет хозяйка. Она тебе все объяснит.
     — Какая хозяйка?
     — Хозяйка есть хозяйка. Да ты не стесняйся, зайди, гостем будешь.
     Анатолий не мог понять, говорит ли Аверьян серьезно или шутит, но он привык считаться с мнением своего друга и продолжал считаться с ним теперь, когда тот носил духовное облачение. На другой день вечером Анатолий стоял у калитки дачи №7 на улице Лонгина.
     В окне виднелся огонек. Очевидно, это горела не электрическая лампочка, а свечка. Калитка была отперта, и Анатолий прошел по запущенному, когда-то роскошному саду, где цвели старые липы. Анатолий поднялся на крыльцо и постучал. Ему открыла дверь женщина, немолодая, но и не старая. Анатолий представился. «Софья Смарагдовна», — представилась в ответ женщина. Она пригласила его в гостиную и села в кресло напротив него. Анатолий увидел, что она светлая шатенка. При свечке казалось, что ее волосы обсыпаны липовым цветом.
     Анатолий без обиняков спросил, что она знает об исчезновении Геннадия Симова. «Кое-что знаю, — кивнула в ответ женщина, — но наберитесь терпения. Начать придется издалека». Анатолий приготовился слушать, а женщина продолжала:
     — Когда совершеннейший из ангелов Денница, или Люцифер, пал, он лишился своего третьего глаза. Не нужно думать, что глаз вытек. Он застыл, затвердел, и из него образовался огромный изумруд, или смарагд. Изумрудом завладели ангелы, оставшиеся верными Богу. Они выточили из этого смарагда Чашу, и вверили ее хранению Адама, пока тот был в раю, но когда Адам был изгнан из рая, Чаша там осталась, и за ней пришел третий сын Адама Сиф, от которого происходят люди. Сифу удалось вынести Чашу из рая.
     Анатолий с недоумением смотрел на рассказчицу, а она говорила как ни в чем не бывало:
     — Ной построил ковчег, чтобы сохранить Чашу во время потопа. Когда потоп миновал, Ной пил из нее на радостях первое в мире вино, и воспользовавшись его опьянением, Чашу похитил Хам. Потомки Хама унесли Чашу в Египет, где забыли ее истинное назначение. Перед тем как покинуть Египет, израильтяне выпрашивали у соседей золотые и серебряные сосуды, и среди этих сосудов оказалась Чаша. Она хранилась в Иерусалимском Храме, но тот, кто звался Денницей и Люцифером, дьявол, вновь попытался присвоить себе знак своего прежнего совершенства. Когда дьявол искушал Христа, предлагая Ему броситься с кровли Храма на землю, он соблазнял Богочеловека возможностью войти в Храм, вынести оттуда Чашу и отдать ее дьяволу. Тогда Сам Христос стал бы Антихристом, но Христос отверг искушение, изгнал из Храма торгующих, то есть служителей дьявола, и вынес оттуда Чашу, чтобы она не досталась дьяволу. Из этой Чаши пили апостолы на Тайной Вечере. Не исключено, что Иуда предал Христа, надеясь получить Чашу в награду. В эту Чашу Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа, когда бок Ему пронзил копьем римский центурион Лонгин. Вот мы с вами и находимся сейчас на улице Лонги,на, то есть копья.
     Анатолий вздрогнул. Софья Смарагдовна слегка понизила голос: — После Вознесения Христова Чаша была перенесена в Европу, в древнюю Бретань, где Чаша получила наименование Грааль, что означает одновременно Сосуд, Книга и Кровь, которой пишется истинная Книга. И действительно, ангелы написали нечто на Чаше, почему она и называется также «Изумрудная Скрижаль». Эту ангельскую надпись можно перевести так: «Наверху, как внизу, внизу, как наверху — Чудо Единого». В Европе хранителями Чаши стали рыцари Храма, тамплиеры, а когда на них начались гонения, они спрятали Чашу в гробнице в предгорьях Пиренеев. В XVII-м веке эту гробницу и эту местность изобразил Никола Пуссен на своей картине «Аркадские пастухи». На гробнице прочитывается латинская надпись: «Et in Arcadia ego» — «И в Аркадии я», что означает все то же Чудо Единого. Когда Пуссен писал свою картину, Чаша еще находилась в гробнице, но когда началась французская революция, граф Сен-Жермен увез ее в Россию, чтобы Чашей не завладели дьявольские силы. Наполеон пошел на Россию войной, чтобы завладеть Чашей Грааля, но пепел сгоревшей Москвы скрыл ее. Знаете ли вы, что в Москве и теперь еще есть улица Изумрудная? На этой улице еще сохранился дом, где когда-то прятали Чашу.
     Настал двадцатый век, последний век второго христианского тысячелетия и, быть может, последний век человечества, если дьяволу удастся вернуть себе свой третий глаз. Хранителями Грааля стали в двадцатом веке новые тамплиеры. Их объединил Московский Художественный театр. Теперь вы понимаете, почему три сестры взывают: «В Москву, в Москву»? Но твердыня Монсальвата, обитель Грааля, уже переместилась к тому времени в этот поселок, на эту дачу. Вот почему здесь бывали Чехов, Горький, Шаляпин. Они черпали творческие силы из Чаши Грааля. Все они собирались на этой даче и, откровенно говоря, собираются теперь.
     Анатолия била мелкая дрожь. Софья Смарагдовна налила ему горячего чаю:
     — После октябрьского переворота по всей России начались обыски и аресты. Они были не столь бессмысленны: искали Чашу. Аресты усилились в тридцать седьмом, когда возникла опасность, что Чашей завладеет Гитлер. Гитлер нарушил мирный договор и начал войну из-за Чаши. Немецкая разведка примерно знала, где Чаша находится. Посмотрите, сколько зажигательных бомб упало вокруг этой дачи. Рассчитывали, что дача загорится, оттуда первым делом вынесут Чашу и она попадет в нужные руки. Но дача не горела, а когда приходили арестовывать ее хозяев, они исчезали, но исчезали и те, кто за ними пришел.
     — Куда же они деваются? — пролепетал Анатолий.
     — Кто в рай, кто в ад, больше некуда, — ответила Софья Смарагдовна. Исчезновение было спасением для хранителей Чаши и погибелью для тех, кто на нее покусился.
     — Значит, Чаше ничего не грозит? — спросил Анатолий. — Она сама за себя постоять может?
     — Да, если Чаши коснется недостойный, он исчезнет. Сам дьявол не может завладеть Чашей, но ею может завладеть человек, на котором проклятие, — Антихрист. Если Чаша попадет ему в руки, он отдаст ее дьяволу, к Люциферу вернется его утраченное могущество, и тогда ни один человек на земле не спасется.
     — А как это предотвратить?
     — Никто вам не подскажет, кроме вашего сердца. Решайте сами. Но так или иначе с этой минуты вы тоже хранитель Чаши.
     — Как? Она все еще здесь?
     — А вы все еще не поняли? Да, на улице Лонгина в доме 7 хранится Чаша Грааля. Показать вам ее?
     Анатолий увидел в полутемном углу комнаты старинный поставец. Софья Смарагдовна взяла со стола свечу и приготовилась распахнуть поставец, но Анатолий замахал руками:
     — Нет, нет, что вы. Я вам и так верю.
     Возвращаясь домой по темным улицам, Анатолий Зайцев думал, не вверить ли дачу №7 милицейскому надзору, но тут же ужаснулся собственной мысли: а что если тогда начнут исчезать милиционеры?

 

[к содержанию]
     
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

bezgol аватар

здорово! и знаете, я прямо таки слышу голос Микушевича, как он сию притчу заговаривает во главе стола сидючи, то на того, то на этого глядючи, чуть вперёд наклоняясь... а ещё от Аверьяна будет что? а море изумрудное (в смысле мур-мур...) будет?

(всё что говорю дели на два иль умножай по обстоятельствам)

Отто Устриц аватар

А у него и про ИЗУМРУДНОЕ МОРЕ есть?!!!

Всё будет, когда Ключарь, главный редактор Гостиной, запустит этот сайт. Наверное он будет называться "Артель". Но мы еще не решили. Ключарь придумает - и назовем так, как он считает нужным. Я его вкусу всецело доверяю. Речь идет про тот раздел, который называется "Наша Гостиная".

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

bezgol аватар

я имела ввиду "М-М", из последнего БВ, "мур-мур" ведь оттуда? и отсюда? из раздела БВ?

(всё что говорю дели на два иль умножай по обстоятельствам)

когда вывешу 24№ - тогда будет, конечно

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"