*МАНИХЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА [возвращаясь к теме Археомодерна] *

Внимание! Текст публикуется на дискуссионной основе!

Деспотическое государство, периодически возникавшее в России, начиная от государственности Ивана IV и кончая сталинской, неизбежно разваливалось. Важнейший аспект механизма, который приводил к краху (например к Великой смуте, к развалу СССР), заключался в том, что способность государства вмешиваться во все микроконфликты периодически истощалась (главным образом потому, что слабела поддержка этого вмешательства во всех точках общества, что позволяло конфликтности выходить из локальных миров в сферу государственности). Конфликтность превращалась в массовое неповиновение, в бегство от государственности, что могло оказаться достаточным для крушения государства. Случившиеся катастрофы можно интерпретировать как результат господства манихейской картины мира, когда власть и значительная часть общества оказались друг для друга воплощением абсолютного зла. Становление советского государства специфично, поскольку никогда еще наше общество не обретало столь сложного, внутренне разнообразного характера, никогда еще конфликт между архаичной догосударственной массовой культурой и развитым утилитаризмом (прагматизмом) не достигал столь высокого накала.
Советская государственность возникла как результат взрыва массового ужасающего архаичного насилия, противостоящего большому обществу, государственности вообще, а не его особой форме. Тем не менее этот архаичный взрыв стал основой нового государства, превратив его в источник государственного террора. Для "взбесившегося традиционализма", спустившегося "на доправославный уровень", была характерна "идея насильственно-магического выхода из непонятного хаоса". Советское государство, возникнув на волне активизации архаики, пыталось монополизировать массовое насилие, в конечном итоге обратив его и против архаики, загнать последнюю обратно на микроуровень, полностью подавить. Советская государственность оказалась беспрецедентным гибридом. С одной стороны, мы видим в нем массовую архаичную форму локального управления, т.е. управления в форме веча, переименованного в советскую власть, - механизма, функционирующего на чисто эмоциональной основе, объединяющего группы хорошо знающих друг друга людей из одного локального мира (семьи, деревни, общины и т.д.), постоянно рождающего из себя авторитаризм, который в экстремальных ситуациях мог приобрести крайние формы, вплоть до тоталитаризма. С другой стороны, в нее вписывались и элементы либерализма, редуцированного до техники, до деформированной науки.
Советская государственность возникла на основе знаменитого "взрыва народного творчества", о котором так мечтала русская интеллигенция. Однако вопреки романтическим ожиданиям этот "взрыв" привел не к возникновению новой послекапиталистической социально-экономической формации (как полагали российские марксисты), но к активизации архаичных (дофеодальных) ценностей, ведущих к массовой дезорганизации каждой клеточки уже достаточно сложного общества. В этих условиях государство могло возникнуть, лишь превратив этот океан повседневной дезорганизации в океан террора. Возникло общество, сделавшее террор повседневностью, стирающее различия между повседневностью лагеря и повседневностью "воли". Такое государство жизненно нуждалось в возведении насилия в высший закон. Основу этого можно было найти в массовом манихействе. В. Ленин нашел его и в "науке". Он исказил классический марксизм, приписав ему идею определяющей роли насилия в истории, что позволило обосновать возможность социальной революции в "капиталистической неразвитой, экономически отсталой стране". Государство использовало манихейскую идею единства всего народа против его врагов внешних и внутренних, оставило за собой свободу архаичного жреца (т.е. имеющего право решать, кто именно воплощает зло, а кто - добро), свободу непрерывно менять это решение в зависимости от того, как в тот или иной момент времени противостоять новой волне дезорганизации. Но постепенно население отвечало на государственное насилие собственной конкретизацией манихейства, отвечающей на вопрос, кто именно является носителем зла. Если интерпретации значительной части общества и государства по этому поводу совпадают, то это государство обладает мощной социокультурной базой, но если они существенно расходятся, возникает серьезная угроза его разрушения. Советское государство боролось с опасностью такого расхождения не только террором, но и постоянным напряженным формированием идеологических конструкций, призванных удержать сползающееся единство общества. Возникшую в этой ситуации официальную идеологию можно рассматривать как псевдосинкретизм, т .е. попытку сформировать идеологический гибрид, основанный на отождествлении народной правды (архаичных массовых представлений) и усеченного либерализма, соединить под видом научной идеологии массовую архаичную культуру с мировоззрением радикальных модернизаторов. Это позволило рассматривать общество как без пяти минут идеальный строй, органически чуждый внутренним конфликтам, прежде всего между утопическими целями, связанными со стремлением прорваться к изобилию, и архаичными средствами, формами жизни и культуры. Общество рассматривалось как воплощение идеальной общины, патриархальной братской семьи во главе с отцом. (Это должно было лишить нравственной санкции саму возможность неконтролируемого властью конфликта. Вспомним советские представления об отсутствии противоречий при социализме, о возможности конфликта лишь между хорошим и отличным.) Общество расценивалось как манихейское воплощение Правды и Света. Но, как всякий очаг Правды-Истины, страна была якобы окружена морем зла, которое постоянно просачивалось внутрь, готовясь к очередной космической схватке. (Данная идея освобождала власть от нравственной ответственности за те, ведущие к бесчисленным жертвам средства, которые использовались в борьбе против мирового зла.) Эта модель мира имела глубокие корни в народной мифологии, хотя и включала в себя значимые новые элементы.
Массовое влияние манихейства не оставалось неизменным. Оно подвергалось коррозии, так как в обществе возрастало влияние утилитаризма, оттесняющего абстрактные представления о добре и зле, усложняющего модель мира. Утилитаризм утверждал представления о пользе и выгоде, опирающиеся на стремление превращать окружающий мир в потенциально бесконечный набор средств. Манихейство размывалось также развитием либерализма, нацеленного на диалог, плюрализм, консенсус, на критику априорных мифологических конструкций. Однако влияние либерализма в российском обществе, его массовая поддержка пока еще недостаточны. Это открывает путь и воздействия мифологии
на либерализм, и создания либеральной мифологии, несущей в себе потенциал антигосударственного манихейства, слепой веры в рынок как воплощение Правды-Истины. Рост влияния утилитаризма, хотя и несет в себе серьезные опасности, тем не менее в перспективе подрывает основы манихейства, открывая совместно с либерализмом возможности рационального подхода к обществу.

Фрагмент статьи доктора философских наук АХИЕЗЕРА Александра Самойловича "Мифология насилия в советский период (возможность рецидива)"//"ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ", 1999, № 2: http://www.management.edu.ru/images/pubs/2004/04/03/0000153503/008aHIEZER.pdf

Комментарии

Андрей Чернов аватар

...

 

 "...Всем так охота войти в анналы
    Бессмертья. Силы…
                 Но мало
    Кто может. И, просто,
                 ЗНАЕТ!
    Таких, бывает, и убивают.

    Хотел уж было свалить.
                 Не дали.
    Литой медалью замкнули дали.
    – Чучундра, где Ты?!
    На чью могилку нести букеты?
    Здесь, в  мавзолее, все книги, книги,
    Видеофильмы, плакаты-лики…
    Не латы – ласты, акул улыбки.
    И сон давнишний о Дхарме Рыбке
...".

                            Владимир Калабин (Новосибирск), "Чучундра"


Прочитал и почему-то вспомнились эти строки.


Друже, какую-то не очень хорошую статью ты решил тут вывесить. Но замечательно отметил - "на дисскусионной основе". Видимо, и самому тебе она не совсем на душу легла.  ;)

Ведь тут, что не предложение, то дискуссия! И вот несколько примеров:

1) "Деспотическое государство" -  во-первых, такое государство естественно обречено где бы оно ни возникало; во-вторых, в России деспотия - это редкость, а не система, ибо, в отличие от Запада и Востока, на Руси не было этнического отличия между правящей прослойкой и простым людом, что в свою очередь обуславливает очень долго державшиеся демократические традиции (вече просуществовало аж до XV в.), в отличие от той же Европы; и в-третьих, на Руси деспотия возникала, как правило, во времена внешних угроз, как реакция на таковые и острая необходимость.

2) "архаичная догосударственная массовая культура" - Русь страна высочайшей культуры, где эти самые массы и являлись ее носителями. Например, в Новгородской Руси абсолютно простые люди на протяжении более 500 лет официального начала истории свободно подписывали не только ремесленные изделия и домашнюю утварь, но писали самые настоящие письма. Те же "просветители" скандинавы называли Русь - Страна городов, в то время, как сами перешли к городскому образу жизни лишь после XII в., до того прозябая в жалких хуторах и промышляя разбоем (видимо, в этом западные историки и их местные подпевалы находят "цивилизаторскую миссию").   Например, в Старой Русе и Ладоге крепостные каменные стены стояли уже в VII в. К тому же времени относятся фундаменты первых христианских храмов.

3) "Советская государственность возникла как результат взрыва массового ужасающего архаичного насилия" - она возникла не как результат, а вопреки этому насилию, которое было призвано положить конец России. Просто, наше общество, насчитывающее века и тысячелетия государственности, видимо имело иммунитет к таким вещам. Чему, в частности, примером может служить закономерно случившееся самоочищение от анархии и государственного расползания конца 80-х - начала 90-х.

Ну и далее по списку...   ;)

Главный редактор журнала "Палантир", Киев

Уважаемый Августус Арденс!Мне

Уважаемый Августус Арденс!Мне надо соединить мои заметки по Агарте и Шамбале в одну статью у которой есть шанс выйти в четвертом номере черновского "Палантира".Вы мастерски соединили заметки для Хаоссс.Ру.И я бы попросил Вас точно также соединить и для "Палантира".

Андрей, друже, привет! Да,

Андрей, друже, привет! Да, долго раздумывал... Статью эту я нашёл у одного нашего с тобой общего знакомого в блоге и, внимательно прочитав, решил выложить её фрагмент, несмотря ни на что. Просто тема очень уж актуальная, хотя и, как ты правильно заметил, спорная и дискуссионная. Да и горячо обсуждали тут не так давно «опричный» феномен (в блоге у Каждана великолепного, в теме «От Рериха к Широпаеву»), где Фомина чуть-ли не «прорвало» на откровенность. Ещё вспомни заметки нашего Африканыча, который как раз сам пишет о чём-то подобном (об Орде как смысле советского бытия, что, конечно, спорно, но суть схвачена верно). Да и многие артанийцы нет-нет да и говорят о том, что нужно преодолеть «археомодерн». Ещё причина — перечитанный не так давно знаменитый роман великолепного русского писателя-национал-большевика Бориса Пильняка «Голый год», где большевистская революция и археомодерн показаны очень наглядно. И как святорусское, уходящее в XVII век, мятельное действо, и как крайняя форма «священного насилия». Ещё невольно вспомнились «Несвоевременные мысли» Максима Горького, где речь то шла как раз примерно о том, что и в сей заметке. И Михаил Михайлович Пришвин о том же в своих мудрых дневниках писал. Или Евгений Замятин, который горячо приветствовал большевистскую революцию, участвовал в лево-национал-большевистском «скифском» движении, но потом написал антиутопию «Мы». Да, текст далеко «не фонтан», не без «либеросовского» дерьмеца (согласно которому Россия - «дремучий лес» и все его обитатели — сплошь дикари, неучи и азиаты-ордынцы), но, всё-же, важен тем, что в нём неприкрыто, местами очень резко, показано то, что в СССР действительно стремились преодолеть. И читать такие тексты нужно, дабы не повторять ошибок (а это возможно). Да и, Андрей, вспомни, лозунги наши младоевразийцы иногда скандируют на митингах: «Пытать и вешать, вешать и пытать». P.S.: Если кого сей текст, всё-таки, задел — прошу прощения, но, пожалуйста, перечитайте его.

Только Орда к сожалению-суть

Только Орда к сожалению-суть даже не советского, а Российского государства ,увы.

Максим Борозенец аватар

А твой панрусизм - не

А твой панрусизм - не ордынский принцип власти? 

 

Ex Borea Lux!

Нет  не ордынский. 

Нет  не ордынский.  Государство я мыслю не как трансцендентное а как имманентное русскому народу.  Властную элиту-плоть от плоти народа. Видящую одни сны с ним ,верящую в одни мифы.Отец умер.  Я писал об этом ,о необходимости понимания элиты как "старших братьев",а не как "отцов" .Панрусизм   как я его понимаю во главу угла ставит именно русские интересы.Гегемония русских ,русского языка и культуры в Евразии -это не-ордынское.  Ордынское   государство существует засчёт государствообразующего народа.   Орда-это когда элита русских уничтожается , и более того уничтожается сама возможность её появления.  Орда-это когда власть -отдельно  народ -отдельно. Археомодерн представляет собой  вторичный по отношению к этому расколу феномен.

 При выборе между геополитикой и созданием национальной  элиты выбирать надо именно национальную элиту.   Как пишет поэт Нестеренко "но всего нестерпимей горе  в невозможности примирений не с потерею территорий но с потерею поколений"  Точнее тут не скажешь.Я совсем не против империи, но не засчёт ущемления  интересов русского народа . А на протяжении всей русской истории(начиная с Калиты ) было  именно так.

 

Нам нужен такой глава

Нам нужен такой глава государства который будет ходить на дрын опираясь и в простой телогрейке.Пьяный как Высоцкий и лысый как Ленин.Я правильно понял твою мысль Африканыч?

Нам нужен такой лидер но его

Нам нужен такой лидер но его нет.  И ты утрируешь)

Ничего я не утрирую.Ты сам

Ничего я не утрирую.Ты сам очень любишь поэму ААШ "Странник".

Нельзя же так буквально

Нельзя же так буквально понимать метафоры.

Ушкуйник киберпространств аватар

Пьяный, как Высоцкий, усатый,

Пьяный, как Высоцкий, усатый калека, как Гитлер, и исповедующий антиордынский фрейдобуддизм

Что есть

Что есть фрейдобуддизм,Ушкуйник?)

Ушкуйник киберпространств аватар

на этот коан ответ таков -

на этот коан ответ таков - "Калика Адольф против Орды"

Калика против Орды. ДА.

Калика против Орды. ДА.

Ушкуйник киберпространств аватар

Калика АДОЛЬФ, "освободитель

Калика АДОЛЬФ, "освободитель русского народа", ага

Не приписывайте мне

Не приписывайте мне гностического  хода мысли. Победа-это победа, а поражение -это поражение.У меня это пожалуй основное расхождение с Широпаевым.

Не калЕка ,а калИка.  Не

Не калЕка ,а калИка.  Не усатый, а "лысый как Ленин " и ещё он "оброс бородою  Толстовских масштабов"

Ушкуйник киберпространств аватар

ну Адольф-то как раз был

ну Адольф-то как раз был калЕкой как минимум единожды - пищевод был сожжён газами, в рез-те чего он стал веганом, чем, очевидно, так симпатичен Африканычу))

 Адольф у Широпаева ,да, это

 Адольф у Широпаева ,да, это тоже несовпадение керигмы и структуры ,не спорю.... Но мне важен был  именно принцип вождя не как трансцендентного Отца,но как Старшего брата, а это есть в данном  стихе.

Максим Борозенец аватар

Ааа, так вот оно что. Тебя не

Ааа, так вот оно что. Тебя не сам принцип Орды угнетает, а только фактор иноземной элиты в ней. Армянин, ратующий за русский фашизм - это круто :) Но сам знаешь - русского поскребешь, и татарина найдешь. На Руси всегда "русские интересы" и ставились во главу угла. Только вот при каждом правителе в этот термин новый смысл сапогами вгоняли. А если что не так, обьясняли "таинственной русской душой"...

Ex Borea Lux!

Армянин ратующий русский фашизм

А почему бы и нет?Лидер партии "Скрещенные Стрелы Венгрии" Салаши тоже был армянином.

Зеля Кодряну был поляком

Зеля Кодряну был поляком (Зелинский), Франко - галисиец (диалект португальского), Адольф - баваризированный чех и т.д. Вон и Каждан - жид :))

Генералиссимус Франко-маран

Генералиссимус Франко-маран ,то есть из крещёных евреев. Он спас около миллиона евреев от своего союзника - Гитлера.

Лев Каждан аватар

Вам больше возразить нечего?

Вам больше возразить нечего?

365:10:45:19

Лев Каждан аватар

Яков Франк кстати был

Яков Франк кстати был турецкий еврей а турецкие евреи-большей частью беженцы из Испании.Все испанские фамилии с корнем "франк" так или иначе имеют отношение к евреям.

365:10:45:19

Михаил аватар

Так ведь и Розенберг -

Так ведь и Розенберг - типично еврейская фамилия. Однако ж.

Франко - потомственный военный (в течение двухсот лет эта семья "поставляла" офицеров испанского флота, а отнюдь не банкиров и торговых работников :)), а по материнской линии он происходит из очень родовитой семьи, связанной родственными узами с португальским королевским домом.

Так что версия об иудейском происхождении каудильо хромает на обе ноги. Да и какие евреи в Испании? Их же еще в 1492 году выдворили.

Лев Каждан аватар

Фердинад и Изабелла выдворяли

Фердинад и Изабелла выдворяли по религиозному признаку:ведь у них был католический фанатизм выработанный тысячелетием Реконкисты.Евреи которые приняли крещение прекрасно остались в Испании и никто их оттуда не выдворил.

365:10:45:19

Михаил аватар

И они могли стать дворянами?

И они могли стать дворянами?

могли. До выдворения в

могли. До выдворения в Испании были еврейские дворянские фамилии

Лев Каждан аватар

Могли и после

Могли и после выдворение.Фердинанда и Изабеллу да испанских Габсбургов тоже интересовала не раса а религия.В конце концов предки того же самого коадильо начиная с 1492-ого года-правоверные католики.Да и сам он тоже.Кто спас как не он католическую церковь от террора республиканцев которые простреливали иконы и привязывали священников к хвостам коней?Все франкистское движение было католическим.Особенно Фаланга.

365:10:45:19

Лев Каждан аватар

Могли и после

Могли и после выдворение.Фердинанда и Изабеллу да и испанских Габсбургов тоже интересовала не раса а религия.В конце концов предки того же самого коадильо начиная с 1492-ого года-правоверные католики.Да и сам он тоже.Кто спас как не он католическую церковь от террора республиканцев которые простреливали иконы и привязывали священников к хвостам коней?Все франкистское движение было католическим.Особенно Фаланга.

365:10:45:19

Михаил аватар

Кстати, да, вполне возможно.

Кстати, да, вполне возможно. Торквемада тоже был из марранов.

Лев Каждан аватар

Торквемада собственно все

Торквемада собственно все изгнание и организовал.Он был сэлф-хэйтинг.Такой же как и я.

365:10:45:19

Меня угнетает как раз сам

Меня угнетает как раз сам принцип Орды.

И элита тут другой быть не

И элита тут другой быть не может потомму что господствует принцип трансцендентной народу власти.  Я совершенно нефашист  кстати.

 Русские отчуждены не один раз. они отчуждены от социума и от природы-тем что приняли православие , в отличии от западного мира принявшего католицизм и отчужденого только от природы. Они отчуждены от своей исторической судьбы ,не будучи хозяевами в своей стране.Кажется это Вяземский сказал-"Быть русским- быть в своей стране иностранцем"  Иностранец -это либо гость,не имеющий полноты прав гражданина,либо оккупант эти самые права попирающий. Они отчуждены друг от друга. У Русской Церкви как организации  свои интересы и сегодня это особенно  хорошо видно-они отличаются от интересов народа и страны.

Что делать всем мыслящим русским людям? Надо перестать рассматривать русских как расходный материал воплощения своих идей .Сегодня нужна именно имманентность идей "структуре". Они должны вырастать именно из неё.

Максим Борозенец аватар

По моим наблюдениям,

По моим наблюдениям, количество ресурсов с правой славянской ориентацией (не обязательно сугубо родноверческой) стихийно возросло. Я думаю, что постепенно у народа проклюнется. Сам знаешь, русский долго запряет... Лишь бы всякие Задорновы не обосрали идею раньше времени. 

Я считаю, что имманентизация Руси должна идти через язычество. Большинство православных попов и слышать не хотят о "великих славянах". Для них весь блеск цивилизации пошел от "сына Иудейска"... Но в отличие от зомбированного Запада, в России слово "арийский" употребляется все более открыто.

Ex Borea Lux!

самое страшное будет

самое страшное будет если некая "языческая керигма "  станет языком власти  при сохранении отчуждения  между правителями  и народом.   Чтобы  преодолеть отчуждение :http://lj.rossia.org/users/fioletoff/8340.html?nc=3  Естественно точка зрения изменилась на 180 градусов. 

 И ещё одно. Противопоставление имманентного и трансцендентного мне кажется имеет смысл только внутри   христианства и возможно других авраамических религий. Поэтому мб есть смысл говорить о возвращении к цельности ,к единству Природы и Духа  ,а не об имманентизации? 

Лев Каждан аватар

Имманентизация Руси должна идти через язычество

Именно поэтому я и считаю что православие надо сохранить.Все что осталось от дохристианской Руси сегодня существует только в рамках двоеверия.С этой точки зрения хорошо что у нас православие чтобы ни говорил ЕАФ.Ведь тот же самый католицизм истребил все язычество в Европе оставив только темное и шамбалическое ставшее союзником западного христианства в борьбе против примордиальных традиций-русского православия эзотерического ислама индуизма и даосизма.А делать ставку на постмодернистский новодел в варианте Широпаева-Истархова-Велеслава-Доброслава мягко говоря глупо.Современное родноверие может сколько угодно аппелировать к традициям дохристианской Руси.Дэ-факто оно туда корнями не уходит ибо появилось через тысячу лет после Владимира.

365:10:45:19

Да , Лев ,Вы правы.

Да , Лев ,Вы правы. Католицизм не есть учение Христа ( который всё восстанавливает), поэтому чудовищный геноцид населения Европы. Интересный был бы вариант - православие в Индии.
Лев Каждан аватар

Зачем Индии православие если

Зачем Индии православие если ее традиция примордиальнее?Все-таки русское православие и эзотерический ислам наследуют славянскому родноверию и иранскому зороастризму а те уж-примордиальной традиции.Индуизм и даосизм наследуют примордиальной традиции напрямую.И потому ни ислам(пусть даже эзотерический) ни христианство(пусть даже православное) в Индии и Китае не нужны.

365:10:45:19

Традиция деградирует, она не

Традиция деградирует, она не может сохраняться вечно .В своё время Будда " подновил " деградировавшую ведическую традицию , но на время.
Лев Каждан аватар

Я не считаю индуизм

Я не считаю индуизм деградировавшей традицией.

365:10:45:19

какое дело Традиции до твоих

какое дело Традиции до твоих мнений ??? ха-ха!
Лев Каждан аватар

Не знаю насчет моих но до

Не знаю насчет моих но до твоих точно нет.

365:10:45:19

Михаил аватар

Христиане апостола Фомы - чем

Христиане апостола Фомы - чем вам не православные?
Лев Каждан аватар

Но их не так много.Много и не

Но их не так много.Много и не надо.

365:10:45:19

Слава Папе!!!! "чудовищный

Слава Папе!!!! "чудовищный геноцид населения Европы" а русские ПРАВОславеые зайки под ёлочкой скакали без геноцидов. Интересный был бы вариант - православие на Сириусе и только там.
Лев Каждан аватар

Ваш пост напоминает программу

Ваш пост напоминает программу НХД:"Треть православных окатоличить треть-истребить треть-изгнать".

365:10:45:19

Двоеверие-это болезнь мне

Двоеверие-это болезнь мне надоело повторять уже это. Не пиши про религию,не понимаешь ты ничего в ней.

Ушкуйник киберпространств аватар

уже проклёвывается

уже проклёвывается -

Цхинвали, Сентябрь 16  – Огромный костёр был сложен у здания общежития Югоосетинского университета на Привокзальной площади. Книги привозили туда машинами, а солдаты кидали их в огонь.

Один из местных журналистов, бывший полевой командир, воевавший против Грузии, Тимур Цховребов, ныне редактор газеты «XXI век», рассказал, что из горящей кучи ему удалось вытащить собрание стихов Гёте, книги «Средневековая религиозная поэзия X века» и «История французской литературы». Подтверждают эту информацию и фотографии представленные на сайте – на них горы обуглившихся и дымящихся книг, которые объяты пламенем.

Между тем, накануне в российской Госдуме прошла благотворительная акция «Сбор книг для Центральной библиотеки Цхинвали и учебных заведений Южной Осетии». Несколько тысяч изданий были собраны по всей России. Как предполагает Интернет-издание Слон.Ру, в Цхинвали сжигают книги, чтобы освободить место для подарков из Москвы. Добавим, что по данным портала slon.ru, сожжение книг организовал ректор Юго-Осетинского государственного университета Теймураз Кокоев.

http://slon.ru/blogs/starostin/post/134744/

Новый Регион: В Южной Осетии жгут книги (ФОТО)

Так что верной дорогой идём - на окраинах уже начинается, даст Бог, скоро до столиц дойдёт